Журнал «Лучшее Зрение» за август 1920 года
IMPERFECT SIGHT CONTAGIOUS
By W. H. Bates, M. D.,
BEM, August, 1920
У. Г. Бейтс
Одним из очень часто обсуждаемых в медицине вопросов является наследственность аномалий рефракции. Была проведена огромная работа с целью пролить на него свет, но один простой факт того, что эти состояния заразны, не был замечен. Аномалия рефракции — это всего лишь нервозное состояние. А ничто не передается так легко от человека к человеку, как нервозность. Человек, у которого миопия, гиперметропия или астигматизм — это человек, все время находящийся в напряженном состоянии. Это нетрудно услышать в его голосе, увидеть в его походке и манерах, а при контакте с ним эта нервозность передается и другим людям. У этих людей развивается аномалия рефракции временно, если влияние носит временный характер, и становится постоянной при постоянном влиянии, как это нетрудно наблюдать на детях, которые не имеют возможности избежать пагубного влияния нервных учителей и родителей. Можно привести бесконечное число подобных фактов, хотя достаточно пары-тройки их для того, чтобы это показать.
Очень нервная женщина в очках для астигматизма привела ко мне девочку, тоже находившуюся в очень нервозном состоянии. Девочка в течение шести месяцев носила очки и так же — для астигматизма: три диоптрии в одном глазу и полдиоптрии в другом. Глаза ребенка были красными, напряженными и были открыты только наполовину. Нетрудно было заметить, что очки никак не делали состояние ребенка комфортным. Я немного мило побеседовал с ней, чтобы устранить страх ребенка перед врачом и немного развеселить, а затем попросил закрыть глаза руками и дать им отдохнуть в течение 15 минут. Когда она открыла глаза, ей удалось идеально увидеть таблицу Снеллена двумя глазами. Она прочитала текст, напечатанный шрифтом «диамант» на диапазоне расстояний от шести до восемнадцати дюймов. Я сказал ее матери:
«С глазами вашего ребенка все в порядке. Видимо, когда ей проверяли зрение, она испытывала нервное напряжение.»
Мать ответила, что так и было на самом деле. Она играла дуэтом со своей сестрой и ее одолела такая нервозность, что она была не в состоянии видеть ноты. Семья так сильно обеспокоилась столь внезапным падением зрения, что девочку немедленно отвели к окулисту. Результатом этого похода стали очки для астигматизма. Так как дети обладают невероятной способностью подстраивать свое зрение под линзы различной силы, ей быстро удалось адаптироваться к столь сильным очкам, но она не смогла чувствовать себя комфортно ни в этих, ни в других очках, которые она надевала потом.
Мама и девочка покинули кабинет в прекрасном настроении, но через несколько дней мать вернулась расстроенная и даже немного в ярости. Зрение ребенка вернулось в прежнее состояние, девочка не смогла прочитать и половину таблицы.
«Причина, по которой она не может прочитать буквы на таблице», сказал я, «в том, что вы проверяете ее зрение. Пусть ее младшая сестра проверит, и вы убедитесь в том, что она прочтет ее безошибочно. Напряжение в ваших глазах отражается в вашем голосе и в вашей походке. Ваше поведение делает ребенка нервозным, и когда вы проверяете ее зрение, у нее появляется астигматизм. Если вы хотите, чтобы девочка поправилась окончательно, вы должны сперва вылечить свои глаза».
Она последовала моему совету и стала лечиться.
В моих исследованиях зрения у школьников подобные случаи неоднократно повторялись. Когда я входил в класс, где учительница была в очках, я уже знал о том, что в этом классе будет большой процент ребят с несовершенным зрением. Когда на учительнице не было очков, было понятно, что процент таких школьников будет ниже среднего. Когда учительница проверяла зрение ребенка, оно всегда оказывалось сильно дефектным, но когда проверял я, оно оказывалось совершенным. В одном случае учительница, носившая очки, сказала мне, что один из мальчиков был очень близорук. Он не мог прочитать то, что было написано на доске, не мог сказать, сколько было времени на часах, и был не способен распознавать на улице людей. Я проверил его зрение, и оно оказалось нормальным. Учительница не поверила и предположила, что мальчик просто выучил буквы. Тогда я написал буквы и слова на доске, и мальчик прочитал их с тем же успехом, что и буквы на таблице.
Однажды мои собственные дети пришли домой и показали мне записку от школьной медсестры, где говорилось о том, что они не могут читать с доски и им нужны очки. Позже пришло еще одно такое напоминание. Я проверил их зрение, и оно было нормальным. Я позвонил директору школы и сказал, что я глазной врач и проверка зрения детей показала, что с их глазами все в порядке. Я спросил, не против ли они того, чтобы иметь в классной комнате таблицу для проверки зрения, чтобы у детей была возможность читать ее так часто, как это было бы необходимо. Он ответил, что не видит причины отказывать в моей просьбе, и таблица появилась на стене в классе. Но позже младшая дочь пришла домой вся в слезах. Учительница, медсестра и другие дети стали смеяться. Они сказали, что таблица — это глупость и глупо полагать, что такая простая вещь, как ежедневное чтение таблицы, может помочь им избежать проблем со зрением. Конечно же, я знал, что чтение таблицы в подобной обстановке не принесет пользы, и с этого дня девочка стала читать таблицу только дома. Зрение обоих детей оставалось совершенным, но я не сомневался в том, что при других обстоятельствах сегодня они бы уже носили очки.
Дети очень чувствительны к различным внешним воздействиям, оказываемым на их нервную систему. Эти воздействия часто приводят к временному ухудшению зрения и, увы, зачастую на детей надевают очки, когда они находятся в таком состоянии. К счастью, многие дети ненавидят очки и, походя немного в них, часто отказываются их носить. Также ломают и теряют их. Таким образом они спасают свои глаза от ненужного травмирования. Но если учитель или родитель оказываются слишком обязательными, то они настаивают на том, чтобы ребенок носил очки, приобретают новые взамен сломанным или потерянным, и тогда временное снижение зрения приобретает постоянный характер.
Атмосфера в классной комнате обычно оказывает раздражающее воздействие на ребенка. Это делает детей близорукими, дальнозоркими и астигматиками. Но если в классе есть знакомая таблица Снеллена, которую они читают каждый день, то они всегда способны преодолеть это пагубное влияние. Когда они читают на таблице знакомые им буквы, они способны прочитать и то, что написано на доске, и нормально видеть прочие незнакомые им ближние и удаленные объекты.
|