Главная
Крупный шрифт таит в себе угрозу
Автор Irina Golova   
07.03.2012 г.

Журнал под ред. У. Г. Бейтса «Лучшее Зрение» за декабрь 1919 года

LARGE PRINT MENACE
By W. H. Bates, M. D.,
BEM, December, 1919

У. Г. Бейтс

Если вы посмотрите на большую букву «С» на проверочной таблице Снеллена (или на любую другую букву того же размера) с расстояний десяти, пятнадцати или двадцати футов и попытаетесь увидеть всю ее одинаковой во всех ее частях, то весьма вероятно, что вы ощутите чувство напряжения и, возможно, не увидите букву совершенно черной и четкой. Теперь если вы посмотрите только на одну часть буквы и увидите все остальные ее участки хуже, то вы заметите, что та часть, которую вы видите лучше всего, будет видна более черной, нежели вся буква, когда вы видите ее одинаковой во всех ее частях, и вам удастся почувствовать, что напряжение уходит. Если вы посмотрите на маленькую букву «с» на нижней строке проверочной таблицы, то сможете заметить, что она окажется более черной, чем большая буква «С». Если этого не произойдет, то представьте маленькую букву «c» в качестве составляющей части большой буквы «С». Если у вас получилось увидеть эту площадь более черной, чем все остальные участки буквы, то соответственно воображаемая буква также покажется вам более черной. Если у вас нормальное зрение, тогда вы можете шагнуть дальше и заметить, что когда вы смотрите на участок маленькой буквы «с», то эта часть выглядит более черной, нежели вся буква, и что увидеть букву таким способом проще, чем видеть ее одинаковой во всех ее частях.

Если вы посмотрите на строку более маленьких букв, которую вы можете прочитать легко, и попробуете увидеть все из этих букв одинаковыми — одинаково черными и одинаково четкими в их очертании — то, скорее всего, вы обнаружите, что это сделать невозможно и что усилие создаст дискомфорт и, возможно, боль. Правда, ваша попытка увидеть одинаковыми сразу две и более из этих букв может увенчаться успехом. Это также может вызвать сильный дискомфорт, и если так будет продолжаться достаточно долго, то возникнет боль. Если теперь вы посмотрите только на первую букву строки, видя расположенные рядом с ней буквы хуже, то напряжение сразу же уйдет и вы увидите букву более черной и более четкой, нежели тогда, когда видели ее одинаково хорошо вместе с другими буквами, одновременно с ними.

Если у вас нормальное зрение вблизи, то вы можете повторить эти эксперименты с буквой, которую видите на этом расстоянии и получить тот же результат. Несколько букв, видимых одинаково хорошо одновременно, покажутся вам менее черными и менее четкими, чем в ситуации, когда вы видите одну букву лучше других, а большая буква будет выглядеть менее черной и менее четкой, чем маленькая; в то же время если вы увидите либо несколько больших, либо несколько маленьких букв одинаково хорошо одновременно, вы, скорее всего, ощутите напряжение в глазах. Вы также можете заметить, что чтение очень мелкого шрифта, когда это может быть сделано совершенно, приносит чувство ощутимого покоя глазу.

Короче говоря, чем меньше точка максимального зрения, тем лучше зрение и тем меньшее напряжение испытывает глаз. Этот факт обычно за несколько минут может продемонстрировать любой человек, чье зрение имеет незначительный дефект, и является очень интересным и инструктивным в плане некоторых из наших образовательных методов.

Пожалуй, каждый, кто написал книгу о глазах за последние сто лет, публиковал предостережение об использовании мелкого шрифта в школьных учебниках и рекомендовал крупный шрифт, в особенности маленьким детям. Рекомендациям следовали так усердно, что теперь, возможно, и не найти учебника для малышей, напечатанного обычным шрифтом для чтения, тогда как алфавиты часто печатаются символами высотой в один и два дюйма. Британская ассоциация содействия развитию науки вообще не желает видеть, чтобы дети читали книги до тех пор, пока им не исполнится семь лет, и образовательный процесс до этого возраста рекомендует осуществлять при помощи крупно напечатанных настенных плакатов, классных досок, рисунков и с помощью устного обучения. Однако если они должны читать, то шрифт должен быть 24-го и 30-го кеглей, где высота заглавных букв равняется примерно четверти дюйма. С каждым годом размер шрифта уменьшается до тех пор, пока в возрасте двенадцати лет детям не будет разрешено иметь тот же вид шрифта, который читают их более старшие товарищи. Правда, Библии, изданные в формате маленькой изящной книжечки, молитвенники и сборники церковных гимнов запрещено использовать детям всех возрастов.1

В Лондоне в классах для миопиков, которые стали моделью для многих других классов того же типа, книги были полностью устранены, и было позволено печатать задания шрифтами размеров в один и два дюйма только для детей более старшего возраста.2

Только что было показано, что крупный шрифт — это сильное напряжение для глаз, и в момент, когда его читают, ретиноскоп демонстрирует, что напряжение увидеть вблизи всегда создает гиперметропию3 (всеобще, но ошибочно называемую «дальнозоркостью»). Поэтому естественно, что мы должны ожидать того, что гиперметропия будет найдена у большого числа маленьких детей; а ведь на самом деле так и происходит. Рисли обнаружил4, что в общеобразовательных школах Филадельфии среди детей в возрасте восьми с половиной лет более восьмидесяти восьми процентов были гиперметропиками, и похожие цифры могли бы быть найдены во всех статистических данных, собранных по этой теме. Процентное соотношение изменяется по мере становления детей более взрослыми, но гиперметропия, или гимерметропический астигматизм, остается во всех возрастах самой распространенной из всех аномалий рефракции. На самом деле гиперметропия — это гораздо более серьезная проблема, нежели миопия, или близорукость. К тому же о ней мы слышали очень мало, потому что специалисты заключили из факта превалирования гиперметропии и ее тенденции проходить или по мере роста организма становиться менее выраженной то, что это есть нормальное состояние молодого человеческого глаза и поэтому о мерах профилактики даже не шло речи. Это правда, что многие маленькие дети не являются гиперметропиками, но этот факт легко опровергают с помощью теории о том, что цилиарная мышца изменяет форму хрусталика в таких случаях настолько существенно, что это компенсирует укорочение глазного яблока.

Необоснованность этой теории, так же как и отношение крупного шрифта к созданию гиперметропии, может быть продемонстрирована с помощью того факта, что убрать это состояние — и во многих случаях оно было устранено — можно с помощью чтения очень мелкого шрифта в сочетании с отдыхом глаз. Девочка восьмилетнего возраста была излечена за несколько посещений с помощью этого метода. А ведь, согласно Британской Ассоциации, в этом возрасте ей не должно быть позволено читать какой-либо шрифт, который был бы крупнее 12 пунктов, с заглавными буквами высотой более одной восьмой дюйма. Многие взрослые люди были излечены от гиперметропии с помощью такого же способа, и при всех формах несовершенного зрения, имеющих функциональный характер, чтение очень мелкого шрифта, когда это может быть сделано комфортно, было найдено полезным для глаз. Даже напряжение увидеть очень мелкий шрифт дает улучшение при миопии.

  1. Отчет о Влиянии Школьных Учебников на Зрение (Report on the Influence of School Books upon Eyesight), второе издание, исправленное, 1913 г.

  2. Поллок: Обучение Слабовидящих, Медицинский Журнал Глазго (Pollock: The Education of the Semi-Blind, Glasgow Med. Jour.), декабрь 1915 г.

  3. Бейтс: Причина Возникновения Миопии, Нью-Йоркский Медицинский Журнал (Bates: The Cause of Myopia, N. Y. Med. Jour.), март 1912 г.

  4. Школьная Гигиена, из Системы Заболеваний Глаза под ред. Норриса и Оливера (School Hygiene, in System of Diseases of the Eye, edited by Norris and Oliver), том II, стр. 353.

Распечатать статью

Совершенное зрение без очков Бейтс
 
« Пред.   След. »